Фрагмент для ознакомления
2
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами). Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и т.д. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.д.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.д.;
аудиальные (слуховые) – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты и т.д.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – фильмы, телевидение, видеоматериалы и т.д.
Также существует классификация средств обучения, в которой они расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди средств обучения в данном случае выделяются:
1. Простые средства: словесные (учебники и другие тексты), визуальные (реальные предметы, модели, картины и т.д.).
2. Сложные средства: механические визуальные приборы, аудиальные средства, аудиовизуальные средства, средства, автоматизирующие процесс обучения, и т.д.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Выбор средств обучения целиком и полностью зависит от методов педагогической деятельности, в том числе от многих объективных и субъективных причин:
закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
общих целей обучения, воспитания и развития человека;
конкретных образовательно-воспитательных задач;
уровня мотивации обучения;
особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
содержания материала;
времени, отведенного на изучение того или иного материала:
количества и сложности учебного материала;
уровня подготовленности учащихся;
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
сформированные у учащихся учебных навыков;
типа и структуры занятия;
количества учащихся;
интереса учащихся;
взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
материально-технического обеспечения;
особенностей личности педагога, его квалификации.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного средства обучения или их сочетания для проведения занятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. Современные средства обучения, их классификация // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». – 2022. – № 4 (49), Т.1. – С. 49-60.
2. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л.С. Подымова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 246 с.
3. Столяренко Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие / Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Буряк В.А. – М.: Феникс, 2022. – 319 с.
4. Ярикова Н.Е. Формы и методы воспитательной работы в системе СПО // Наука. Образование. Инновации: современное состояние актуальных проблем. Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции, Анапа, 12 декабря 2022 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2022. – С. 140-145.